Размер шрифта:
A
A
A
РУСКАЗ
Управление здравоохранения акимата костанайской области
УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
Блог
Поблагодарить
Вы можете оставить отзыв о качественной работе врача, медицинского работника, медицинской организации. 

 
Авторизация
Имя пользователя
Пароль
Регистрация
Погода
Статистика
Cтратегический план Управления здравоохранения акимата Костанайской области на 2011 – 2015 год

Приложение

к постановлению акимата

от ____________  2010 года

                    № _____________________


 

 

 

Cтратегический план

Управления здравоохранения акимата Костанайской области

на 2011 – 2015 год

 

 

Город Костанай, 2010 год

 

 

Содержание

 

 

1.

Миссия и видение

3

2.

Анализ текущей ситуации и тенденции развития здравоохранения

3

3.

Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов

17

3.1

Стратегические направления,  цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов

17

3.2

Соответствие стратегических направлений и целей Министерства здравоохранения стратегическим целям государства

30

4.

Развитие функциональных возможностей

31

5.

Межведомственное взаимодействие

33

6.

Управление рисками


36

7.

Бюджетная программа

37

8.

Свод бюджетных расходов

86

9.

Примичание

91



Раздел 1. Миссия и видение

 

Миссия - реализация государственной политики в области здравоохранения, регулирование предоставления медицинских услуг населению области.

Видение - создание эффективной системы оказания медицинской помощи в Костанайской  области, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, с приоритетным направлением профилактики заболеваний и  пропаганды здорового образа жизни, направленной на улучшение здоровья граждан, с обеспечением реализации мероприятий в рамках Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), развитием стационарозамещающей помощи. На фоне внедрения ЕНСЗ и  в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан»  будут обеспечены  права пациентов на свободный выбор врача и медицинской организации, повышение качества оказываемой медицинской помощи населению области, улучшение здоровья населения  путем создания эффективной системы оказания и финансирования медицинской помощи.

 Получат дальнейшее развитие инновационные методы лечения по кардиохирургии, ортопедии – травматологии, нейрохирургии, гематологии, онкологии, гастроэнтерологии и иммунобиологической, биохимической лабораторной диагностике, которые будут оказываться в многопрофильных больницах городов области.

 

 

Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденции 

развития здравоохранения

Стратегическое направление 1. Сохранение и укрепление здоровья населения, улучшение здоровья матери и ребенка

1.1. Основные параметры развития здравоохранения Костанайской области в 2009-2010 годах

  Здравоохранение

На территории Костанайской области на начало 2010 года функционировало 599 медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь населению (2007 год - 615). В связи с приведением сети здравоохранения в соответствие с нормативом за период 2007-2009 годы их число сократилось на 16 единиц.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении граждан Костанайской области  в 2009 году составляла 67,75 лет и, в сравнении с 2007 годом (64,87 лет), увеличилась на 2,88 года, но остается меньше средне - республиканского показателя (РК - 68,6 лет).

Численность населения на 1 января 2010 года составила 886 284 человека

В результате увеличения рождаемости и уменьшения смертности в области, начиная с 2008 года, отмечается положительный естественный прирост (2007 год - -0,63; 2008 год - +1,04; 2009 год - +2,4). Данный показатель стабильно ниже средне республиканского (2007 год - +10,57; 2008 год - +13,01; 2009 год - +13,48). В естественном движении населения проявляется тенденция к депопуляции в г. Рудный (-3,0), Карабалыкском (-1,3) и Узункольском (-1,5) районах. Наиболее высокие уровни естественного прироста населения сохраняются традиционно в южных регионах области: Амангельдинский (+13,8 %), Джангельдинский (+10,7) районы, г. Аркалык (+11,6).

Показатель общей смертности (на 1000 человек населения) имеет тенденцию к снижению и по итогам 2009 года (11,64), в сравнении с 2007 годом  (13,25) уменьшился  на 12,2%  (на 1,61 случая на 1000 населения).  

В области сохраняется низкий индекс здоровья женщин (37,0%), что негативно влияет на показатели материнской и младенческой смертности, однако, он выше, чем в среднем по республике (30,8).

В медицинских организациях области в 2008 году внедрены критерии живо и мертворождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Работает Региональный штаб по принятию неотложных мер для снижения материнской и младенческой смертности (в 2009 проведено 7 заседаний) и рабочий комитет по разбору младенческой, материнской смертности для проведения служебного расследования каждого случая смерти и принятия конкретных мер по результатам рассмотрения. Ежемесячно проводится мониторинг и анализ каждого случая материнской  смерти и смерти  детей в возрасте до 5-ти  лет.  Собирается оперативная информация обо всех случаях рождения детей, в том числе, с весом  500 - 999 грамм, а также формируется и передаётся база данных по программе «АИС - МЛАД» в «Мединформ».  С целью оказания консультативной и практической помощи в области проводится ежедневный мониторинг тяжелобольных новорожденных и детей в возрасте до 1 года. Соблюдаются принципы регионализации перинатальной помощи.  Внедрен конфиденциальный аудит материнской смертности и критических состояний. 

В связи с внедрением в медицинских организациях области новых критериев живорожденности имеет место увеличение показателя младенческой смертности  с 14,13 в 2007 году - до 19,86 в 2008 году, а в 2009 году, в сравнении с 2008 годом, отмечается положительная динамика – 16,46 (РК: 2007 год – 14,57; 2008 год – 20,76; 2009 год – 18,23). Средне областной показатель за период с 2007года  по  2009 год стабильно меньше среднереспубликанского. Снижение показателя обусловлено улучшением качества  переподготовки  неонатологов, педиатров, акушеров - гинекологов,  оснащенности медицинских организаций современным медицинским оборудованием и обеспеченности лекарственными препаратами. Ведущими причинами младенческой смертности в области являются отдельные состояния перинатального периода, врожденные аномалии развития, несчастные случаи, травмы и отравления. Увеличение показателя   младенческой смертности отмечается в Денисовском, Мендыкаринском, Костанайском районах и г. Аркалык.

На протяжении последних 3 лет показатель материнской смертности (на 100 000  родившихся живыми) в области остается  нестабильным (2007 год – 26,0; 2008 год – 31,6; 2009 год – 15,5). Однако, отмечается снижение материнской смертности  в 2009 году в сравнении с 2007 годом, с 26,0 – до  15,5 и этот показатель был меньше среднереспубликанского (РК 2007 год – 46,8; 2008 год  – 31,2; 2009 год – 36,8). За 2007 – 2009 годы в области зарегистрировано 9 случаев материнской смертности (в Джангельдинском, Костанайском, Карабалыкском, Тарановском районах и городах Аркалык и Костанай). Среди причин смерти беременных, рожениц и родильниц первое место занимают причины, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом – 77,8 %; не связанные с беременностью и родами – 11.1 % и вызванные абортом – 11, 1 %.

Существенное влияние на здоровье граждан, продолжительность их жизни оказывают социально значимые болезни и смертность от них.

В структуре причин смертности на первом месте стоят  болезни системы кровообращения, на втором – несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие внешние причины, на третьем месте - злокачественные новообразования.

В целях снижения заболеваемости и  смертности от болезней системы кровообращения (БСК) на территории области проводится профилактический осмотр населения на раннее выявление указанных болезней. В 2008 году открыто кардиохирургическое отделение на базе областной больницы. С целью профилактики осложнений БСК и повышения знаний среди населения в медицинских организациях области функционирует по 4  школы сердечно – сосудистых заболеваний и артериальной гипертензии. В результате проводимой работы смертность от БСК на 100 000 населения в 2009 году в сравнении с 2007 годом  (750,7) уменьшилась на  37,8 % и составила 466,76.

По данным Департамента статистики Костанайской области в 2008 году число умерших от БСК составило 6029 человек, что на 10,5 % меньше, чем в 2007 году (6736 человек). В рамках Программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007 – 2009 годы в 2008 году было открыто и функционирует кардиохирургическое отделение на 20 коек  в ГККП «Костанайская областная больница». В области внедрена коронарография, как метод ранней диагностики патологии сосудов сердца и основного дифференциального метода  в выборе тактики ведения больных с сердечной патологией, особенно острого коронарного синдрома. В 2008 – 2009 годах выполнено 632 коронарографии,  52 стентирования и 15 АКШ.

Ежегодно в области отмечается высокий показатель смертности от несчастных случаев, травм и отравлений. Одной из причин является наличие на территории области автомобильных дорог низкого качества (высокий дорожно-транспортный травматизм), значительное увеличение парка автомашин, в том числе высокоскоростных, недостаточное качество подготовки водителей. Но с вводом в эксплуатацию республиканских автотрасс после реконструкции в соответствии с международными стандартами в 2009 году данный показатель  составил 132,46  и, в сравнении с 2007 годом  (164,3), снизился на 31,84 случая на 100000  населения.

В области на протяжении последних 3-х лет (2007-2009 годы) сохраняется  высокая заболеваемость злокачественными новообразованиями (на 100 000  населения), это обусловлено наличием повышенного радиационного фона, источником которого, возможно, могут являться рудники на территории г. Рудный, г. Аркалык, г. Лисаковск. 

Несмотря на некоторое ежегодное уменьшение показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями (2007 год - 258,4; 2008 год – 254,0; 2009 год – 247,1), данный показатель стабильно выше   средне республиканского (2007 год – 184,7; 2008 год – 180,7; 2009 год – 182,6). Отмечается снижение удельного веса запущенных форм злокачественных новообразований в 2009 году  до 19, 9 % (2007 год – 24,6 %; 2008 год – 20,5%; РК: 2007 год- 16,5%; 2008 - 16,2%; 2009 – 16,4%).  Смертность от злокачественных новообразований  занимает третью позицию (11,2%) в структуре причин общей смертности. В целях дальнейшего снижения онкозапущенности и смертности необходимо продолжить скрининговые программы выявления злокачественных новообразований, ресурсное оснащение организаций онкологической службы, увеличение объема закупа современных химиопрепаратов.

В результате проводимых профилактических осмотров, улучшения выявления заболеваний на ранних стадиях и современных лечебно - диагностических возможностей медицинских организаций в 2009 году уменьшился показатель смертности от злокачественных новообразований  на 13,3%, в сравнении с 2007 годом (2007 год - 144,9;  2008 год -  148,2; 2009 год - 125,59),  т.е. на 19,31  на 100000 населения).     

За истекшие три года по области в целом отмечается снижение показателя заболеваемости   туберкулезом  на 100 000 населения  (2007 год – 148,8; 2008 год – 146,7; 2009 год – 115,9). Однако, этот показатель выше средне республиканского (2007 год - 126,4; 2008 год -125,5; 2009 год – 105,3). Высокие показатели сохраняются в Джангельдинском, Наурзумском районах и городах Аркалык, Костанай. Несмотря на положительную динамику областных показателей, эпидемиологическая ситуация остается напряженной. В Республике Костанайская область по заболеваемости туберкулезом занимает 9 место. Актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза, развитием лекарственной устойчивости и смертности от туберкулеза.

За период  с 2007 года по 2009 год смертность от туберкулеза уменьшилась на 28,6 % (с 21,3 в 2007 году - до 15,2 в 2009 году), т.е. на 6,1   на 100 000 населения. Такие успехи достигнуты в результате постоянного контроля основных показателей противотуберкулезной службы, активной организационно-методической работы специалистов областного противотуберкулезного диспансера, лечебно-диагностических мероприятий, работе в очагах  регистрации случаев туберкулеза работников противотуберкулезной службы и первичной медико-санитарной помощи, активной санитарно-просветительской деятельности среди населения. Показатель смертности от туберкулеза по области  также ежегодно уменьшается  (2007 год – 21,3; 2008 год – 20,2; 2009 год – 15,2), но  в 2007 – 2008 годах он был выше  показателя по республике (2007 год – 18,1; 2008 год – 16,9), а в 2009 году достиг уровня средне республиканского - 15,2). Однако, высоким сохраняется показатель в Алтынсаринском, Житикаринском районах и городах Аркалык, Костанай.

На 1 января 2010 года по области зарегистрировано 842 ВИЧ-инфицированных, их число ежегодно увеличивается на 12-13%. По Республике Казахстан Костанайская область занимает 5 место по распространенности ВИЧ- инфекции. В целях стабилизации распространения ВИЧ-инфекции на концентрированной стадии эпидемии будет продолжена работа по противодействию эпидемии СПИД, предусматривающая расширение профилактических мероприятий, а также обеспечение в полном объеме антиретровирусной терапией нуждающихся в ней больных СПИДом.

В области с 4 квартала 2009 года внедрена  телемедицина. Создано 16 центров, оснащенных необходимым оборудованием, для обслуживания которых подготовлено 16 специалистов. Проведено  75 сеансов консультаций специалистами областных медицинских организаций, также осуществляются видеоконсультации со специалистами республиканских клиник.

  Это позволяет врачам центральных районных и городских лечебно – профилактических организаций получать своевременные консультации областных специалистов и оказывать медицинскую помощь больным в необходимом объеме на местах.

Причинами низкого уровня здоровья населения являются, как недостаточная информационная работа по профилактике заболеваний, так и низкая мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и здорового питания  По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни.  Развитие большинства хронических неинфекционных болезней также связано с образом жизни человека. На высоком уровне остается распространенность поведенческих факторов риска: табакокурение (22,2%), злоупотребление алкоголем (35%) и отмечается недостаточный охват населения, занимающегося физической культурой и спортом  (23%).  В этой связи становится важным формирование здорового образа жизни   у жителей Костанайской области и привлечение к занятиям физической культурой. С этой целью в области разработан и реализуется региональный План мероприятий по исполнению отраслевой Программы «Здоровый образ жизни на 2008 -2016 годы», в рамках которого увеличивается финансирование  с 1% - до 3% от бюджета здравоохранения, активизируется профилактическая направленность отрасли, увеличивается охват отдельных категорий населения профилактическими осмотрами. Реализуются меры по повышению физической активности граждан и, в первую очередь, детей. Благодаря размещению социального заказа расширяется сотрудничество с неправительственными организациями. Кроме того, для укрепления здоровья граждан  планируется принятие стратегии в области здорового питания и безопасности пищевых продуктов. Реализации мер в области формирования здорового образа жизни способствует усилению межсекторального взаимодействия между заинтересованными органами и организациями, особенно в таких вопросах, как ограничение реализации алкогольной и табачной продукции, безопасность дорожного движения. В итоге ожидается увеличение средней продолжительности жизни,  уменьшение бремени заболеваний и распространенности поведенческих факторов риска.

В целях совершенствования системы управления качеством медицинских услуг на уровне медицинских организаций  внедрен  внутренний аудит. Подготовлено 122 врача  по экспертизе качества медицинских услуг на базе Карагандинской государственной медицинской академии, Высшей школы общественного здравоохранения  и медицинского университета «Астана».

        В 2010 году  проведены процедуры аккредитации 64 медицинских организаций, что составило 100 %.

Медицинскую помощь населению области на начало 2010 года оказывали 8416 медицинских работников, в том числе: 1936 врачей и  6480 средних медицинских работников.  

       Дефицит кадров на начало 2006 года составлял  394 врача, в том числе: в сельской местности - 121, на начало 2007 года - 492  врача (в сельской местности - 143),  на начало  2008 года – 502 врача (в сельской местности – 144), а в 2009 году - 526 врачей (в сельской местности - 152). На начало 2010 года потребность во врачах составляла 507 специалистов, в том числе по городам - 343, сельской местности - 164.

        Наблюдается тенденция «старения» врачебных кадров. Лица в возрасте старше 50 лет составляют уже 45 %. Увеличивается удельный вес специалистов, имеющих стаж более 25 лет, что свидетельствует об уменьшении притока молодых кадров. Отсутствует система государственного распределения молодых специалистов, обучавшихся за счет государственных образовательных грантов. Ежегодно предусматриваются в местных бюджетах расходы на выплату подъемных средств, решаются вопросы выделения жилья. В ряде районов выплачены подъемные в размере 100-200 тысяч тенге и предоставлены другие соцпакеты.

        Один из путей решения вопроса дефицита врачебных кадров  – обучение студентов в медицинских академиях за счет грантов и внебюджетных средств. В настоящее время по грантам акима области в медицинских академиях обучается 86 студентов, по грантам Акимов районов - 55 и  за счет внебюджетных средств медицинских организаций - 10. Всего обучается 151 студент. Вопрос улучшения социально-бытовых условий молодых врачей находится на  постоянном контроле  акиматов.

На качество медицинской помощи влияет материально-техническая база организаций и объектов здравоохранения, включая оснащенность современным медицинским оборудованием, которая в области остается на низком уровне.

За период с 2007 года по 2009 годы в области отмечается положительная динамика в обеспеченности организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения. Процент оснащенности  увеличился   на 27,2 %  (с 36,4 % в 2007 году - до 50 % в 2009 году). По Республике Казахстан данный показатель выглядит следующим образом: 2007 год – 22,4 %; 2008 год – 35,9 %; 2009 год – 41,8 %. Оснащенность сельских организаций здравоохранения на начало 2010 года составила 44,1 %;  увеличение – на 8,2 % (с 35,9 % в 2007 году - до 44,1 %  в 2009 году). Оснащенность областных организаций на начало 2010 года составила 62,2 %; увеличение – на 25,5 % (с 36,7 % в 2007 году - до 62,2 % в 2009 году). Оснащенность городских медицинских организаций на начало 2010 года составляла 48,3 %; увеличение на 11,7 % (с 36,6 % в 2007 году - до 48,3 % в 2009 году). В результате проделанной работы в 2007 – 2009 годах по приведению оснащённости медицинских организаций области медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения в соответствии с утверждёнными нормативами, процент их оснащенности   стабильно выше средне республиканского показателя.

На конец 2009 года уровень износа зданий медицинских организаций  по области составил 61,7 %.  В разрезе населенных пунктов высокий уровень износа зданий  (от 80% - до 100%), отмечается  в 86 % населенных пунктов   (Наурзумский, Алтынсаринский, Аулиекольский, Денисовский, Житикаринский, Камыстинский, Карабалыкский, Карасуский, Костанайский, Мендыкаринский, Сарыкольский, Тарановский, Федоровский районы, города Костанай, Лисаковск, Рудный, Аркалык).

В рамках реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» на строительство пяти объектов здравоохранения  Костанайской области (2 поликлиники и 2 больницы в городах Костанай и Рудный, областной центр крови в городе Костанай), с периодом реализации с 2008 года – по 2012 год, выделено 16,1 млрд. тенге.

В 2010 году введены в эксплуатацию областной центр крови, городская поликлиника на 500 посещений в смену в городе Костанай, детской больницы в городе Рудный.

В целях улучшения лекарственного обеспечения населения создана Единая система дистрибуции лекарственных средств.

Для повышения оптимальной доступности населения к лекарственным средствам путем эффективного и рационального их использования с 2009 года внедрена формулярная система лекарственных средств Республики Казахстан.

Проведена консолидация бюджета на областном уровне, увеличены расходы на здравоохранение, а распределение бюджета проводится по подушевому принципу, с учетом региональных коэффициентов. С 1 января 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения, продолжается переход на новый государственный норматив сети организаций здравоохранения, что позволит упорядочить сеть государственных организаций здравоохранения, создать многопрофильные больницы, обеспечить доступность ПМСП, в первую очередь, сельскому населению. Кроме того, изменение организационно-правовой формы медицинских организаций позволит совершенствовать систему управления, финансирования, капитального ремонта и строительства новых объектов здравоохранения, повысит экономическую эффективность их деятельности, а также решит вопросы кадрового обеспечения.

1.2. Анализ основных проблем

В настоящее время в сфере здравоохранения основными проблемами являются:

 высокий показатель злокачественными новообразованиями, несмотря на некоторое ежегодное его уменьшение (2007 год - 258,4; 2008 год – 254,0; 2009 год – 247,1), остается стабильно выше средне республиканского (2007 год – 184,7; 2008 год – 180,7; 2009 год – 182,6);

 дефицит врачебных кадров составляет в 2009 году – 526 человек, в том числе, на селе – 152. На 1 января 2010 года потребность во врачах – 507 специалистов, в том числе, на селе – 164;

 ожидаемая продолжительность жизни остается на низком уровне, несмотря на положительную динамику медико-демографических показателей, в области, по-прежнему, существует гендерное неравенство по ожидаемой продолжительности жизни;

 недостаточно эффективно используется межведомственное и межсекторальное взаимодействие в решении вопросов увеличения продолжительности жизни населения, так как в обществе чрезмерно большое внимание отводится здравоохранению;

низкий уровень здоровья населения в результате недостаточной информированности, грамотности и мотивации населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранения неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, социально-экономического неблагополучия социально уязвимых категорий населения;

 сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предупреждение.

1.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов

На уровень показателей, отражающих состояние здоровья населения, оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы. По данным Всемирной организации здравоохранения около 50 % здоровье человека зависит от его образа жизни (социально-экономические факторы, образование, отношение к вредным привычкам, ведение здорового образа жизни и т.д.) и 20% - от состояния окружающей среды обитания.

В настоящее время причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, здорового питания, а также отсутствие заинтересованности в сохранении и укреплении своего здоровья у значительной части населения, что приводит преимущественно к ответственности государства за здоровье граждан.

Внутренние факторы. Недостаточная эффективность проводимых профилактических осмотров населения, в том числе по ранней выявляемости заболеваний.

Недостаточная эффективность профилактических мероприятий в связи с дефицитом подготовленных специалистов по здоровому образу жизни.

Дефицит врачебных кадров и низкая квалификация специалистов.

Недостаточно эффективное взаимодействие между ПМСП и стационарами.

Стратегическое направление 2. Повышение эффективности управления системой здравоохранения

2.1. Основные параметры развития здравоохранения Костанайской области

В Костанайской области на начало 2010 года функционировало 599 медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь населению (2007 год - 615). В связи с приведением сети здравоохранения в соответствие с нормативом за период 2007-2009 годы их число сократилось на 16 единиц.

В 2010 году отмечается снижение показателя обеспеченности больничными койками до 74,2 на 10 тысяч населения, против 73,1 в  2005 году. Но, несмотря на это, уровень данного показателя значительно выше средне республиканского – 65,9.

С 2010 года в рамках ЕНСЗ началась централизация оплаты стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи, оказываемой в рамках ГОБМП, расширение перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а также развитие и внедрение новых технологий.

Коечный фонд государственных больничных организаций уменьшился с 6674  в 2007 году -  до 6304 в 2010 году. Обеспеченность населения койками на 10 тыс. населения (система МЗ) в 2010 году составила 74,2, против 73,1 в 2005 году (по Республике в 2009 году - 65,9). В 2010 году коечный фонд составил 6304 койки, было сокращено 370 коек и, в рамках ЕНСЗ, перепрофилировано 325 коек круглосуточных стационаров в реабилитационные.

Наряду с круглосуточными стационарами активно развиваются стационарозамещающие технологии.Государственный заказ по дневным стационарам в 2010 году увеличен почти в 2 раза по сравнению с 2005 годом.

Сегодня функционирует 99 дневных стационаров, из них в амбулаторно-поликлинических организациях - 71, при больницах - 28. Коечный фонд дневных стационаров увеличился с 746 коек в 2007 году - до 933 коек в 2010 году.

Так, в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических организациях пролечено 25070 больных (в 2005 году – 19030), в стационарах дневного пребывания при больницах – 13675 больных (в 2005 году–2252).

В 2010 году амбулаторно-поликлиническими организациями здравоохранения выполнено 4300,2 тыс. посещений (2009 год – 3588,4 тыс. посещений).  Число посещений на 1 жителя осталось на прежнем уровне – 5,7. 

На текущий момент  функционирует 16 центров телемедицины в районах и городах области. Проведено 75 сеансов консультаций специалистами областных медицинских организаций, также осуществляется видео консультации со специалистами республиканских клиник.

Для обеспечения доступности медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных местах, в 2011 году за счет средств целевых текущих трансфертов планируется приобрести мобильный передвижной амбулаторный комплекс.

В рамках реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» на строительство пяти объектов здравоохранения  Костанайской области (2 поликлиники и 2 больницы в городах Костанай и Рудный, областной центр крови в городе Костанай), с периодом реализации с 2008 года – по 2012 год выделено 16,1 млрд. тенге.

В 2010 году введены в эксплуатацию областной центр крови, городская поликлиника на 500 посещений в смену в г. Костанай, детской больницы в г. Рудный.

В области продолжается переход на новый государственный норматив сети организаций здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года           № 2131, что позволит упорядочить сеть государственных организаций здравоохранения, создать сеть многопрофильных больниц, обеспечить доступность ПМСП, в первую очередь сельскому населению.

В соответствии с данным постановлением в 2010 году в 8 населенных пунктах с численностью населения менее 50 человек закрыты медицинские пункты, 58 сельских врачебных амбулаторий  реорганизованы в ФАПы,  5 - в  МП и два центра ПМСП - во врачебные амбулатории. 

Поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения позволит совершенствовать систему управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повысить экономическую эффективность деятельности медицинских организаций, а также решить вопросы кадрового обеспечения.

С 1 января 2010 года внедрена Единая национальная система здравоохранения, которая призвана значительно повысить эффективность вкладываемых инвестиций. Кроме того, внедрение ЕНСЗ направлено на создание конкурентной среды на рынке медицинских услуг.

В рамках внедрения ЕНСЗ внедрена новая модель финансирования ГОМБП, ориентированная на конечный результат и оплату за фактические расходы на лечение каждого конкретного заболевания, оплату на основе контроля качества, прозрачность оплаты медицинских услуг с исключением клинико-затратных групп и внедрением медико-экономических тарифов.

 

2.2. Анализ основных проблем

 

В самой системе здравоохранения имеются проблемы, которые, прежде всего, связаны с тем, что управление и финансирование ориентировано на поддержание мощности сети, а не на ее эффективность. Недостаточно используются эффективные механизмы финансирования (фондодержание),  имеет место несовершенства нормативной правовой базы, отсутствие юридических механизмов, слабая подготовка менеджеров здравоохранения.

Необъективная существующая система тарифообразования (не включающая амортизацию), низкая самостоятельность государственных организаций здравоохранения и отсутствие квалифицированных менеджеров существенно тормозят развитие конкурентоспособности поставщиков медицинских услуг.

Бюджет здравоохранения, несмотря на ежегодное его увеличение (с 14558,4 млн. тенге в 2008 году до 17464,8 млн. тенге в 2009 году), также нуждается в дополнительном финансировании.

Проблемными остаются вопросы, связанные с недостаточным уровнем материально-технического обеспечения медицинских организаций. К примеру, оснащенность организаций медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения, в период с 2007 года по 2009 год, увеличилась незначительно (с 36,4% в 2007 году до 50% в 2009 году).

Также слабо развивается общая врачебная практика в первичном звене здравоохранения и недостаточно внедряются здоровьесберегающие технологии в профилактической работе с населением. Сохраняется неравномерный доступ населения к качественным медицинским услугам.

Несмотря на активное внедрение ЕНСЗ, на сегодняшний день сохраняется недостаточный уровень информационно-коммуникационной инфраструктуры в здравоохранении, низкий уровень компьютерной грамотности среди медицинских работников.

Сельское здравоохранение области сталкивается с серьезными трудностями, связанными с отдаленностью, слабо развитой инфраструктурой и материальной базой, дефицитом медицинских работников.

2.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов

 

На уровень оказания медицинской помощи населению оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

 недостаточное финансирование отрасли здравоохранения;

 вхождение Казахстана в ВТО (Всемирная торговая организация) и Таможенный союз.

Для устранения негативного влияния указанных факторов необходимо повысить эффективность использования выделяемых ресурсов,  внедрения ресурсосберегающих технологий; обеспечить привлечение внебюджетных источников финансирования, а также гармонизацию стандартов, в соответствии с требованиями Таможенного союза и ВТО.

Для обеспечения эффективной медицинской помощи в труднодоступных регионах необходимо дальнейшее развитие мобильной и санитарной авиации. 

Внутренние факторы:

превышение норм нагрузки медицинских кадров на уровне ПМСП;

 дефицит кадров, особенно в сельской местности, в том числе вследствие оттока медицинских кадров из отрасли;

 слабая подготовленность медицинского персонала к проведению телемедицинских консультаций;

 отсутствие мотивации медицинского персонала к улучшению качества работы;

 несовершенная дифференцированная оплата труда работников здравоохранения;

 недостаточный уровень оснащения материально-технической базы медицинских организаций;

 недостаточная самостоятельность медицинских организаций в принятии управленческих решений.

Для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения планируется:

 создание социально ориентированной модели ПМСП с внедрением социальных работников;

 дальнейшее развитие ЕНСЗ с внедрением механизмов сооплаты.

Стратегическое направление 3. Развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки

3.1. Основные параметры развития здравоохранения Костанайской области

Медицинскую помощь населению области на начало 2010 года оказывали 8416 медицинских работников, из них : 1936 врачей и  6480 средних медицинских работников.

Дефицит кадров на 1 января 2010 года составлял: 529 врачей и 79 средних медработников, в том числе: в сельской местности - 152 врача и 42 средних медработников. На конец  2010 года потребность уменьшилась и составляет 453 врача, в том числе - 137 на селе; 77 средних медработниках, в том числе - 59 на селе.

Несмотря на увеличение обеспеченности населения врачебными кадрами в целом (с 21,5  в 2008 году - до 22,0на 10 000 населения в 2010 году), обеспеченность врачами основных специальностей на протяжении ряда лет остается, практически, на одном уровне.

Наблюдается тенденция «старения» врачебных кадров. Лица старше 50 лет составляют 47 % , до 30 лет -  всего 7 % . Увеличивается удельный вес специалистов, имеющих стаж более 25 лет, что свидетельствует об уменьшении притока молодых

Послание Президента
зеленая экономика

Зеленая экономика


Вакцинация Вашего ребенка
Объявления
Баннеры
|
|
ГУ «Управление здравоохранения акимата
Костанайской области» © 2011-2015
При перепечатке и копировании материалов ссылка на сайт обязательна Дизайн и разработка веб-портала
Компания «SmartSite»
НАВЕРХ